Считается, что камнем преткновения в вопросе членства стала миграционная политика ЕС. Потоки беженцев из очагов напряженности на Ближнем Востоке спровоцировали негативную реакцию у населения. Неравномерное распределение (поскольку беженцы стремились в наиболее состоятельные государства), иная культура, повышение рисков террактов, рост расходов государств на содержание иммигрантов и неудовлетворенность решениями ЕС — способствовали усилению протекционистских настроений отдельных стран.
В таких условиях состоялся референдум в Великобритании, согласно которому большинство проголосовало за выход Великобритании из состава ЕС.
Однако с запуском процедуры выхода Объединенное Королевство могло не торопиться. Согласно Статье 50 Кодекса Евросоюза для этого требовалось официально уведомить Европейский совет, но конкретных сроков при этом не предусмотрено.
Таким образом, несмотря на итоги референдума Великобритания могла сохранять статус члена ЕС, при условии, что не будет нарушать базовые принципы свободы, демократии, равенств и главенства закона, в том числе не будет препятствовать потокам мигрантов (статья 7 Кодекса Евросоюза).
Иными словами, Лондон стремился с одной стороны сохранить преимущества членства в ЕС, а с другой – руководствуясь итогами референдума, выторговать особые условия в отношении миграционной политики.
Дополнительным риском стало особое мнение Шотландии, поскольку ее жители на референдуме преимущественно проголосовали за сохранение в составе ЕС. Этот факт привел к тому, что первый министр Шотландии получила право подать в британский парламент официальный запрос о проведении нового референдума, согласно которому жители будут голосовать либо за выход из ЕС, либо за отделение от Великобритании.
Добиться особых условий в ЕС Великобритании не удалось, более того, Дональд Туск, председатель Евросовета, заявил, что возможное нарушение статьи 7 Лиссабонского договора будет основанием для принудительного приостановления членства в ЕС. Такой поворот привел к тому, что уже 29 марта, спустя 9 месяцев после референдума, Туск получил от правительства Великобритании официальное уведомление о выходе королевства из Евросоюза. Процедура запущена и должна завершиться в ближайшие два года, если этот срок не будет продлен.
Если говорить о последствиях, то появление прецедента выхода из состава ЕС, безусловно, повышает риски для сохранения такого союза, тем более, что разногласий и проблем внутри достаточно много.
В то же время особое значение будет иметь дальнейшее развитие Великобритании. Ухудшение положения в государстве и тем более утрата целостности в связи с муссированием шотландского особого статуса сыграет на руку объединенной Европе, поскольку отрицательный пример подавит всякое желание обособления. И, напротив, в случае положительного исхода появятся желающие последовать примеру.
Тем не менее в ближайшем будущем Объединенному Королевству предстоит пройти сложный путь со множеством трудностей, преодолеть которые в краткосрочной перспективе точно не удастся. Вместе с тем повышение определенности даже с таким исходом благоприятно скажется на настроениях инвесторов. Британская валюта после обвала от итогов референдума вполне может начать восстанавливаться. Евро на ожиданиях полного согласования условий выхода Великобритании в ближайшие два года также имеет шансы на укрепление, тем более что под давлением событий последних 3-х лет европейская валюта существенно потеряла в стоимости.