На фоне всеобщего оптимизма последних дней на фондовом рынке России новость о повышении акцизов на топливо с 1 апреля, как будто осталась на втором плане. А между тем последствия этой меры, вероятно, могут носить ощутимый характер для российской экономики.
В последний день февраля президентом России Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон №34-ФЗ от 29.02.2016, согласно которому вносятся изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса РФ. Эти изменения увеличивают размеры акцизов на топливо, которые были предусмотрены на 2016 и 2017 годы. С 1-го апреля повысятся акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин и средние дистилляты. Для наглядности все изменения представлены в таблице ниже.
Таблица 1. Изменение акцизов
Из предложенной таблицы видно, что налоговые ставки по указанным позициям вырастут в 2016 году от 24,76% для бензина, не соответствующего классу 5 и прямогонного, до 34,53% для бензина 5-го класса. В 2017-м году налоговые ставки снизятся, однако такое сокращение в процентном отношении окажется меньше, чем планировалось ранее. Исключением является лишь автомобильный бензин 5-го класса, налоговая ставка которого после роста на 34,53% в 2016 году, должна опуститься на 26,65% в 2017 году.
Для населения такие изменения могут означать не только рост стоимости на бензин, а, следовательно, и возможное увеличение тарифов на транспортные услуги, но и удорожание других товаров, причем не только тех, при производстве которых используются вышеперечисленные виды топлива, но главным образом тех, в стоимость которых включаются затраты на транспортировку.
На сколько же вырастут цены на топливо? Для примера рассмотрим цены на бензин, не соответствующий 5-му классу, ибо им заправляется большинство. Налоговая ставка на данное топливо сейчас составляет 10500 рублей за тонну, новая ставка составит 13100 рублей. Если брать плотность бензина равную 760 кг/м3, которая соответствует марке АИ-92 (см. таблицу ниже), то в тонне бензина окажется в среднем 1316 литров. При средней цене за литр 92-го на уровне 34,3 рубля, стоимость одной тонны бензина марки АИ-92, не соответствующего 5-му классу, составит 45138,8 рубля для розничного потребителя, и в этой цене уже заложен акциз в размере 10500 рублей. То есть доля акциза в цене составляет 23,3%. Учитывая эти цифры, получаем, что при изменении акциза на 24,76% изменение цены составит 0,233*0,2476*100%~5,77%. Эта цифра несколько выше, но вполне согласуется с мнением замминистра финансов Юрия Зубарева, который отметил, что рост цен на бензин составит порядка 5%.
Таблица 2. Плотность марок бензина
Такие цифры говорят о том, что существенного влияния на общую инфляцию эти изменения оказать не должны. Например, если стоимость ГСМ в составе транспортных расходов составляет 80%, а доля таких транспортных расходов в цене товара — 10%, то в этом случае эффект от роста акцизов на цену потребительского товара при грубом подсчете окажется близким к: 0,8*0,0577*0,1 *100%~0,46%. А если учесть, что топливо в составе ГСМ занимает лишь часть, а также умеренную эластичность цен конечных товаров к изменениям цен на транспортировку, то и того меньше. В общем ничего критического в этом смысле ждать не приходится, однако не стоит забывать и о недобросовестных действиях и возможных спекуляциях, в которых рост акцизов будет использован в качестве повода для увеличения цен. В особенности если вспомнить, что в России после девальвации рубля цены на бензин находятся на довольно низком уровне. По этому показателю страна находится на 14-м месте, уступая в основном экспортерам с Ближнего Востока. В условиях, когда в соседней Европе у стран-импортеров цены на бензин в 2-3 раза выше, для сохранения привлекательности продаж на внутреннем рынке, цены по экономическим законам должны продолжать рост. В этом смысле повышение акцизов может оказаться лишь поводом, а рост цен – непропорциональным росту акцизов. Главным сдерживающим фактором для реализации такого сценария остается ограниченность платежеспособного спроса.
Принято считать, что очередные изменения Налогового Кодекса носят вынужденный характер и направлены, главным образом, на пополнение бюджета. По подсчетам Минфина РФ, дополнительные доходы от изменений до конца года составят порядка 80-90 млрд рублей. Оборотная сторона этих доходов – сокращение платежеспособного спроса населения.
Интересно в этой связи сопоставить меры законодательной власти (закон принят Госдумой 26 февраля 2016 г. и одобрен Советом Федерации в тот же день) с политикой Центрального Банка РФ. Как известно, цель по инфляции на 2017 год у мегарегулятора находится на уровне 4%, и рост акцизов, казалось бы, идет в разрез с этой политикой. С другой стороны, — снижение платежеспособного спроса населения будет выступать сдерживающим фактором для роста инфляции. Иными словами, розница остается ограниченной в своих возможностях повышения цен в силу повышения рисков снижения продаж. И в этой ситуации ожидаемое смягчение монетарной политики за счет снижения ключевой ставки ниже уровня в 11% может поддержать спрос, не оказывая существенного влияния на инфляцию.
График 1. Рейтинг стран по стоимости бензина
На основе данных источника ru.globalpetrolprices.com
Несмотря на то, что повышение акцизов ляжет дополнительным бременем на конечных потребителей, данные изменения повлияют и на деятельность нефтеперерабатывающих компаний. Стоит отметить, что акцизы по нефтепродуктам уплачиваются предприятиями, которые их производят, при непосредственной продаже (ст.182 п.1 подп.1 НК). Таким образом, включая акцизы в стоимость, НПЗ будут вынуждены повышать цены уже на этапе оптовых продаж. Главным риском в этом случае будет возможное сокращение платежеспособного спроса со стороны посредников, что приведет либо к уменьшению объемов закупок, либо к росту дебиторской задолженности на балансах НПЗ, особенно когда розничную продажу осуществляют собственные сегменты. И хотя топливо считается товаром, потребление которого, как правило, сохраняется при росте цен, не стоит забывать и о субститутах, в первую очередь о газе, цены на который могут показаться еще более выгодными в свете последних событий (справочно: средняя цена за литр газа в Москве составляет 17,69 рублей).
Рассчитывать на то, что НПЗ пойдут на снижение собственной маржи, равно как и розничный сегмент, — не стоит. Как мы уже упоминали, цена на бензин в России остается достаточно низкой по международным меркам. Поэтому розничные сети таких грантов, как Лукойл, Роснефть, Башнефть, Газпром нефть и Татнефть в конечном счете все издержки, связанные с повышением акцизов и сопряженными рисками, постараются переложить на конечного потребителя. Кроме того, снижение акцизов в 2017-м году вряд ли приведет к снижению цен на данные виды топлива, что увеличит маржу по прибыли (если правила игры вновь не изменятся). С другой стороны, согласно ст. 183 п. 1 подп. 4 НК экспортируемые товары освобождаются от акцизов, поэтому экспортоориентированность нефтеперерабатывающей промышленности по экономическим законам должна возрасти, в особенности учитывая, что в европейских странах розничная цена топлива больше в разы. В этой связи привлекательность поставок топлива на внутренний рынок может и дальше снижаться под давлением повышения акцизов, снижения платежеспособного спроса и ограниченной маржи по прибыли после девальвации рубля.
График 2. Добыча нефти и производство топлива
На основе данных источника minenergo.gov.ru
Если обратиться к статистике Министерства энергетики РФ, то можно отметить увеличение добычи нефти с января 2013 года по январь 2016 года всего на 4,42%, это при том, что анонсируется рекордный уровень добычи, выше которого согласно указаниям президента Владимира Путина, на встрече с нефтяниками, добываться в ближайшее время не будет. А производство автобензина при этом осталось практически неизменным (прирост составил всего 0,18%). Таким образом, естественный рост спроса при относительном сохранении предложения будет способствовать дальнейшему росту цен на топливо. В реестре НПЗ 38 наименований введены в эксплуатацию, а в числе строящихся отмечены всего 5 заводов. Но и среди этих строящихся заводов 3, такие как ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ООО «ВПК-Ойл» и ООО «НПЗ «Северный Кузбасс» фактически уже функционируют. Поэтому ждать значительного прироста предложения даже с учетом ввода в эксплуатацию строящихся объектов не приходится. В этой связи предложение основных видов топлива в краткосрочной перспективе будет удовлетворяться и по более высоким ценам, поскольку конечные потребители в силу значимости товара скорее откажутся от прочих расходов в пользу сохранения возможностей использовать личный транспорт. Конечно, стоит иметь в виду усиление тенденции перехода на газ, однако этот процесс в ближайшие два года будет оставаться второстепенным, поскольку сервисные услуги по переводу на газ, а также количество АЗС, реализующих данный вид топлива еще не получили достаточное распространение.
Подытоживая вышесказанное, можно рассчитывать, что риски в связи с грядущими изменениями, будут носить достаточно ограниченный характер и в конечном счете переложатся на плечи потребителей. Таким образом, негативный эффект на деятельность ведущих российских нефтяных компаний будет нивелирован.
В заключение стоит обратить внимание еще на одну сторону вопроса. Сами по себе указанные изменения носят негативный характер не только в силу увеличения налогов, но еще и потому, что подобные изменения уменьшают возможности эффективного планирования коммерческой деятельности. Если раньше были определены параметры на будущий период, которые, само собой, были использованы в рамках планирования коммерческой деятельности, то теперь все планы, основанные на прежних параметрах, придется корректировать. В этом смысле изменения правил игры в ходе самой игры как раз являются теми факторами, которые препятствуют улучшению бизнес-климата в России и снижают привлекательность российского рынка.